Рахманинов любил красненькое и лёвку

Осенний концерт-сближение
14.09.2019
Сергей Мазаев. Путь в бездонную классику
14.09.2019

В воронежском институте искусств в прошлом году состоялся концерт, посвященный Сергею Васильевичу Рахманинову. Его отличительной чертой стал необычный выбор репертуара. В программу вошли сочинения, написанные великим композитором в Воронежской области. Этой темой живо заинтересовалась студентка нашего института, рахманинолюбка и рахманиноведка Татьяна Сонникова.

«Если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником»

Именно такую фразу обронил Цезарь Кюи в своей рецензии на премьеру Первой симфонии молодого композитора. После неудачного, а точнее, безуспешного исполнения крупного симфонического полотна, на Сергея Рахманинова обрушился шквал едких отзывов и резкой критики членов музыкального сообщества. Неудивительно, что после такого молодой человек впал в затянувшуюся депрессию, следствием которой стали серьезные проблемы со здоровьем. Прийти в себя чуткой, творческой натуре помогла природа, а именно загородная тишина и деревенские пейзажи села Красненькое (ныне Красное). На рубеже XIX-XX веков (а точнее с 1899 год по 1901-й) композитор три года подряд приезжал восстанавливать здоровье в Воронежскую область.

 С самого начала Сергей Рахманинов был приглашен в пустовавшее на тот момент имение Раевских, там служил управляющим Юлий Иванович Крейцер, отец Елены Жуковской-Крейцер, бравшей уроки музыки у Сергея Васильевича. Молодому композитору были предоставлены благоприятные условия для отдыха и музицирования, специально из воронежского магазина «Эхо» ему был взят на прокат концертный рояль фабрики «Шрёдер».

В начале мая 1899 года композитор приехал в село Красненькое со своим лучшим другом по имени Левка, будучи эмоциональной творческой натурой, Рахманинов очень ревниво относился к Левке, не отпускал его ни на шаг. Он сильно боялся, что легкомысленный друг привяжется к какому-нибудь другому человеку, поэтому никому не позволял даже приближаться к Левке на близкое расстояние. Однако, честно говоря, у жителей села и самих не возникало желания подходить к огромному леонбергеру – именно такой породы была любимая собака Рахманинова, которую он почему то назвал Левкой. Сельчане боялись большой собаки как огня, даже не подозревая о том, что Левка на самом деле был миролюбивым и кротким псом.

Здесь, в селе Красненькое, композитор мог в полной мере насладиться загородной природой, в его распоряжение была предоставлена лошадь и маленькая открытая повозка для поездок по близлежащим полям и лесам и первый же приезд Рахманинова с село совпал с буйным цветением сирени вокруг имения Раевских. Композитор обожал любоваться разливом реки Савалы, живописными берегами реки Хопер и озером Шилова, а также неповторимой красотой Калиновской рощи. Однажды, возвратившись с прогулки, он рассказывал, что открыл необыкновенно красивое место под названием «лягушачье царство».

«Весной лягушки задавали оглушительный концерт»

Деревенская природа вдохнула жизнь в истощенного и обессиленного Сергея Васильевича, композитор вновь взял в руки перо и начал сочинять, так прервалось его долгое творческое безмолвие. Теперь любование окружающими природными красотами сменилось напряженным многочасовым музицированием. Рахманинов создает хоровое произведение «Пантелей-целитель» на стихи Алексея Толстого, романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Судьба», «Пьесу-Фантазию»для фортепиано, транскрипцию украинской народной песни «Чоботы» для хора a capella. Многие из его сочинений были исполнены в тесном домашнем кругу, в том числе хор «Пантелей-целитель». Он прозвучал четырехголосно в исполнении Натальи Сатиной, Елены Крейцер, ее брата Макса и самого Сергея Рахманинова.

В следующем году Сергей Васильевич вновь приезжает в Красненькое. Теперь он трудится над Вторым концертом для фортепиано. В селе до революции было три церкви. Безусловно, композитор был впечатлен и вдохновлён Краснянскими колокольными перезвонами, которые нашли свое отражение в его музыке.

Последний раз композитор приезжал в наши края в 1901-м году. Здесь он отредактировал Сюиту №2 для двух фортепиано и создал блестящую Сонату для виолончели и фортепиано.

«Сережа просит вам всем кланяться и передать, что очень скучает по воле и покою Красненького»

Это строки из письма Сони, сестры Натальи Сатиной. Благодаря живописной воронежской природе и радушным воронежским жителям. Благодаря живописной воронежской природе и радушным воронежским жителям композитор вновь вернулся в быструю, пеструю творческую колею.

P.S. Итак, хочу напомнить, что в следующем полугодии состоится концерт, в котором прозвучат следующие сочинения С. В. Рахманинова: Второй концерт для фортепиано с оркестром (2 и 3 части), соната для виолончели и фортепиано, романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Судьба», хор «Пантелей-целитель», вторая «Сюита для двух фортепиано».

Автор: Татьяна Сонникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X
Skip to content