В поисках изоанты

24 ноября в 15:00 Концерт «Таланты нового поколения»
15.11.2019
3 декабря 2019 16:00, Малый зал ВГИИ Концерт ассистента-стажера Ольги Ворониной
01.12.2019

Изоанта — линия, соединяющая на карте пункты с одинаковым сроком зацветания какого-либо вида растений …

В начале октября в воронежском академическом театре драмы им. Кольцова прошел спектакль «Солнечная линия» по пьесе российского драматурга Ивана Вырыпаева. Зарисовкой для данной работы послужила читка-эскиз спектакля в рамках опять же проекта кольцовцев «СИТО» — Современного Исследования Театральных Объектов.

По сути «СИТО» с начала своего возникновения (и по сей день) представляет творческую лабораторию, смысловым стержнем которой является свежий импульс — как со стороны молодых режиссеров, представляющих здесь свои новые творения, так и со стороны актеров, в этих самых творениях охотно принимающих участие. Зрители тоже имеют возможность проявлять свою симпатию к увиденному ими театральному действу, участвовать в живых диалогах обсуждений между драматургами и актерами. Такая  обратная связь и становится тем самым ситом, помогающим отделять театральные зерна от плевел. «Солнечная линия» сразу получила  восторженные зрительские отклики – но, к сожалению, премьера постановки состоялась лишь три года назад, виной тому были бюрократические неурядицы, про которые рассказывать неинтересно, к тому же они совершенно не имеют отношения к театральному искусству.

 Безусловно, сейчас пьесу уже нельзя назвать новой. Она не относится к драматургическим хитам этого года, но тем не менее, рассказать о «Солнечной линии» стоит  хотя бы потому, что внимание воронежской критики обошло ее стороной совершенно незаслуженно.  Понятно, что  сложно спектаклю — где нет множества впечатляющих театральных атрибутов, ярких костюмов и декораций, да и актерский состав невелик (на сцене всего лишь камерный дуэт) —  привлечь внимание рецензентов, привыкших к просмотрам эпических театральных полотнищ, но! Уверяю, что на этот спектакль стоит обратить самое пристальное внимание. Дело в том, что драматургия Вырыпаева может привлечь зрителя тонким психологизмом, эстетика которого прельщает не меньше, чем громкие эффекты крупномасштабных сценических действий. У Вырыпаева всегда есть особая грань, переступая через которую оказываешься словно за ширмой, наблюдая неприглядную изнанку тех явлений, что обычно  являют себя  нам лишь с тщательно отштукатуренного фасада.  Впрочем, мы немного отвлеклись.

На часах пять утра. Время замирает. Пространство и сознание сжимаются до небольшого расстояния между двумя людьми. Вернер и Барбара в браке. Постепенно становится понятно, что они не способны понять не только друг друга, но и самих себя. И что же их тогда объединяет? Общие ипотечные выплаты, не родившийся ребенок, ну и взаимные привычные претензии. Неужели только это?

Синяя бабочка пролетела вдоль солнечной линии и разделила мир пополам на две стороны, где женщина и мужчина по разные стороны баррикад.  Между ними преграда, неприступный барьер, глухая стена. «Давай представим, что звучит музыка», — быть может, хоть в танце, в этом древнем ритуале, они найдут то единение, что поможет сплотиться ради общей цели. Но поможет ли? И какова, вообще, цель? Драматург Иван Вырыпаев очень достоверно показывает всю подноготную типовой бытовой ссоры, знакомой каждому из зрителей, поэтому конфликт  разворачивается прямо у нас на глазах: виток за витком, по спирали, все шире амплитуда кругов – как будто на гладкую водную гладь с силой бросили тяжкий камень. Естественно, что  интерес к происходящему на сцене  лишь усиливается  с повышением накала страстей, очередными издевками, едкими, хлесткими фразами, колкими диалогами – актерам веришь…  как самому себе! И мы забываемся. 

Мы теряем представление о реальности, мы отчетливо видим, что Евгений Баханов  и Алевтина Чернявская не играют роли, они захлестывают нас своими  неподдельными эмоциями. Они – это мы, а мы – это они. И это правда!  Да разве можно понять другого человека, если эгоцентризм сужает фокус внимания лишь на тебе самом,  ведь «каждое мгновение взрывается, как стеклянная колба»!. Сделать друг другу навстречу первый шаг оказывается невероятно сложно – это значит переступить через себя. Антагонизм непримиримых сторон перерастает в абсурд, и уже сложно понять, о чем, собственно, спорит супружеская пара. Отчаянные порывы накаляют воздух, делая его вязким. Легкие переполняет обида до сдавленной боли в грудной клетке — становится нечем дышать. По замыслу режиссера-постановщика иллюстрацией этому служит дымное марево. А стулья и ряды скамеек на сцене как нельзя лучше воплощают вербальные преграды.  В конце концов, героям предстоит понять:  спят ли их сердца? Или клей, что сцепляет их намертво, вовсе не дань привычке и семи годам, прожитым вместе. На часах 5.01. Время снова пошло.

Иван Вырыпаев умеет очень наглядно препарировать  и разбирать на составляющие внутреннюю суть вещей. Он наверняка знал, что Маяковский когда-то назвал театр не отображающим зеркалом, а увеличительным стеклом –   и предельно точно буквализировал это определение.  Как же быть, что же делать, если отделиться друг от друга так же сложно, как и быть  вместе? Я уверена, что ответ стоит искать на малой сцене Драмтеатра им. Кольцова, где раз в месяц разматывается сложный клубок межличностных хитросплетений и неразрешенных конфликтов.

 

Текст – Таисия Новикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X
Skip to content