«Всех люблю! Особенно оркестр»

Чтобы помнили
04.12.2018
«Я играл рок на домре»
07.12.2018

Осенью этого года ушла из жизни замечательный человек, профессор, художественный руководитель и дирижер оркестра народных инструментов Воронежского государственного института искусств Елена Ивановна Ширяева. До последних минут своего сознания она находилась на сцене со своим оркестром. Готовились к  юбилейному концерту Оркестра народных инструментов, который должен был стать кульминацией творческого пути Елены Ивановны.

Состоявшийся с таким громким успехом юбилейный концерт оркестра русских народных инструментов ВГИИ должен был стать кульминацией творческого пути возглавлявшего его на протяжении последних десяти лет профессора, художественного руководителя и дирижера Елены Ивановны Ширяевой. И он стал ей! Стал, несмотря на трагические обстоятельства внезапного, ошеломившего всех ухода Елены Ивановны за полтора месяца до намеченного события. Это оказалось возможным и за счет энтузиазма и творческих усилий ее воспитанников, взявших на себя руководство оркестром – заслуженного артиста Воронежской области, доцента ВГИИ Е. Мингалева, лауреата международных конкурсов, доцента ВГИИ Г.Д. Мисирхановой, ассистента-стажера Д. Харьковского и, конечно же, самих оркестрантов. Но и самое главное – за счет того невероятного энергетического посыла, который был задан главным дирижером не только в процессе подготовки данного концерта, но и на всем пути становления оркестра и воспитании каждого из его участников как высокопрофессионального музыканта.

Творческая биография Елены Ивановны неотделима от истории нашего института. Она появилась в нем вскоре после открытия – сначала в роли студентки, окончив в 1972 году музыкальное училище им. Гнесиных и поступив как аккордеонистка в класс к А.Х Баторшину, с последующим переходом к будущему народному артисту РФ, профессору А.В. Склярову. Уже на четвертом курсе была принята в класс дирижирования А.С. Гуры, ныне профессора, руководителя симфонического оркестра ВГИИ, в качестве концертмейстера. Освоению и неустанному совершенствованию именно этой профессии – дирижера – и будет посвящена вся ее дальнейшая жизнь.

Знаменательной вехой на этом пути стали ее встречи и творческие контакты с выдающимся дирижером Арнольдом Кацем (у которого учился в то время А.С. Гура) во время его концертов и мастер-классов в Воронеже. Блестящий ученик великого И.А. Мусина, А. Кац оказал самое непосредственное влияние на формирование профессионального мировоззрения будущего дирижера, определив ее устремления в качестве ревностного последователя «мусинской» школы дирижирования.

Закономерным стало и последующее поступление в аспирантуру Казанской консерватории к А.В. Тихонову, которую Е.И. Ширяева блестяще окончила по специальности «Дирижер оркестра народных инструментов». Не менее важным шагом в освоении профессии оказалось переданное ей в дальнейшем руководство оркестром баянов ВГИИ, работа с которым на долгое время стала настоящей творческой лабораторией.

Перелистывая афиши прошлых лет, напечатанные или старательно написанные «от руки», испытываешь невольный трепет – сколько сил и энтузиазма было положено на то, чтобы сделать звучание изначально темброво-однородного ансамбля более полноценным, разнообразным, готовым к стилевым перевоплощениям. Репертуар оркестра демонстрирует стремительно расширяющийся от концерта к концерту диапазон. От традиционно «народнических» произведений Шишакова, Тихонова, Цыганкова, Романова  – к шедеврам русской и зарубежной классики. А далее – Лютославский, Шнитке, Мессиан, Стравинский, Пьяццолла…

Хорошо помню наши с Еленой Ивановной оживленные, а порой и жаркие споры на тему: «А стоит ли? Нужны ли такие неимоверные усилия, чтобы приспособить великолепный материал к звучанию инструментов, которые могут лишь имитировать подлинные тембры?». И каждый раз, приходя на концерт, удавалось найти все ответы, получая настоящее слушательское наслаждение и убеждаясь в правомерности труда, несущего в себе не только созидательную, но и просветительскую функцию.

После такого упорного и длительного «тренинга», когда каждый успех, хотя и освещенный уже накопленным мастерством и вдохновением, все же строился во многом на «сопротивлении материалу», получить в свое распоряжение полный, темброво-многосоставный «инструмент», каким является оркестр русских народных инструментов, стало настоящим «подарком». Это произошло в 2009 году. Приняв эстафету от опытного руководителя и дирижера, талантливого музыканта Ю.В. Филатова, Елена Ивановна направила свои усилия на дальнейшее развитие сложившихся традиций.

Со временем удалось не только удержать достигнутое, но и выйти на новый уровень. Участие в различных конкурсах, фестивалях, среди которых – проходивший в Москве международный фестиваль «Баян и баянисты», международные видео-конкурсы и фестивали в Красноярске, Владивостоке, конкурс «International music competition» в Белграде и многие другие – приносят не только успех, но и самое главное, опыт, без которого невозможно плодотворное  развитие.

Оркестр становится все более востребованным, в том числе, и на форумах современной музыки, таких как «Панорама музыки России», «Созвучие», «Музыка без границ». Включение в репертуар новых, подчас самых современных, премьерных сочинений, среди которых, в частности, и музыка воронежских композиторов А. Тимошенко, В. Беляева, Б. Выросткова, П. Рукавицына и других, потребовало, соответственно, и нового подхода. Не прекращавшаяся и до тех пор работа над оркестровым звучанием направляется теперь в сторону детализации общей звуковой палитры, поиска новых тембровых решений.

Конечно же, все это было возможно только в условиях воссозданной кропотливым трудом атмосферы оркестра, отражающей общую нацеленность музыкантов на достижение художественного результата. И хотя процесс репетиционной работы всегда сопровождается чередованием удач и неизбежных помех и препятствий, все вопросы, касающиеся исполнительского мастерства, техники и просто дисциплины (столь актуальные в студенческом коллективе), всегда решались только одним путем – создания для каждого ощущения своей причастности и вовлеченности в общее дело.

Сочетание профессионализма, эрудированности и искренней заинтересованности характеризовало Е.И. Ширяеву и в ее педагогической деятельности. Постигая со своими подопечными основы дирижерского мастерства, она всегда стремилась к возможно большему охвату представлений об изучаемом предмете. Помимо важнейших и первостепенных в этом деле вопросов постановки дирижерской техники, в центре внимания всегда находилось главное – музыкальное произведение. Работа над ним велась со всей скрупулезностью и тщательностью – и в проработке деталей, и прояснении общих линий драматургии и формы. И от студента, и от концертмейстеров требовалась максимальная отдача – до тех пор, пока поставленная цель не была достигнута.

На вопрос, какая черта была главной в характере его педагога, заслуженный артист Воронежской области, доцент ВГИИ Е.Н. Мингалев отвечает: «Абсолютная вера в ученика! Абсолютная! Для Елены Ивановны не было способных и не способных учеников. Каждому было отдано все!».

В сферу активных творческих поисков Е.И. Ширяевой входила и наука – и прежде всего, в ее практической направленности. Предназначенные для конкретного исполнения инструментовки составляли неотъемлемую часть ее почти каждодневного труда, результатом которого стали опубликованные в разное время сборники переложений и аранжировок, «Антология музыки для оркестра русских народных инструментов в 2-х томах», и представленный к публикации сборник «Играет русский народный оркестр ВГИИ». На совершенствование самого педагогического процесса были нацелены и собственно методические работы, посвященные инструментовке, чтению партитур, особенностям переложения различных, в том числе, и (!) органных произведений для оркестра. Самым ценным в этом ряду стал подготовленный еще в 2011 году и ждущий своего издания труд, отражающий многолетний опыт работы с оркестром, равно как и его многостороннее теоретическое обоснование, под названием «Методика репетиционного процесса».

Яркий, живой интерес Елены Ивановны ко всему, что происходило вокруг – в музыке, искусстве, жизни института всегда реализовался в активном общении не только со студентами, но и с коллегами и друзьями. Порой этот обмен был мимолетным – но всегда наполненным и таким значимым…. Любая прочитанная книга тут же становилась общим достоянием – ее должны были прочитать все!

Сюда же можно отнести и ставшее возможным в последние годы увлечение, связанное с путешествиями, которые были для Елены Ивановны не просто сменой впечатлений  и отдыхом, но еще одним способом активного познания. Были изучены, исхожены «вдоль и поперек» все святые для каждого музыканта места, связанные с именами великого Баха и Моцарта, Бетховена, Гайдна. И сразу соц. сети заполнялись снимками памятных мест, оригинальных старинных инструментов, аудио- и видеозаписями с восторженными комментариями.

И конечно же, эти впечатления, как и все  другие накопленные жизненные ценности, душевное тепло и любовь были направлены, прежде всего, вглубь семейного очага, на общение с детьми, прелестными, обожаемыми внучками. И, как говорится, процесс пошел…. Старшая, Маргарита уже вступила на путь музыканта, приступив к обучению на флейте в классе молодого, талантливого педагога Ксении Коломыцевой. Младшая, Алиса еще пока только готовится, но уже экспериментирует с различными тембрами на цифровом фортепиано. Все продолжается….

В заключение, мы бы хотели привести фрагмент интервью, взятого в начале этого года одной из исполнительниц ОРНИ, студенткой IV курса Александрой Симоновой, чтобы услышать напоследок «голос» самой Елены Ивановны:

– Скажите, как Вы решились на выбор такой непростой профессии?

– Оглянулась в прошлое, и оказалось, что руковожу институтскими оркестрами с 1978 года – вначале оркестром баянов, а с 2009 года – нашим замечательным народным оркестром. Получилось так, что профессия дирижера сама меня «выбрала». Еще в музыкальном училище дирижирование и оркестр были самыми любимыми предметами. Мне всегда нравилось делать музыку с кем-то, а не только играть самой. Когда были «окна» между занятиями, всегда сидела на репетициях всех оркестровых коллективов, получая ни с чем несравнимое удовольствие! То, что в институте безо всяких моих усилий «пришли» оркестры – это большая удача и везение, потому что на всех дирижеров оркестров, как правило, не хватает!

– Нужна ли, при этом, твердость характера?

– В моем случае твердость характера проявляется в желании добиться поставленных задач на репетициях и концертах, добиться контакта с оркестрантами. А вне музыки предпочитаю «мягкую силу».

– Существует ли для Вас пример других дирижеров? Кто Вас вдохновляет?

– Обязательно! Иначе можно в депрессию впасть, когда что-то долго не получается в оркестре. Не совсем приятный аспект профессии – если оркестр не играет партии, от меня ничего не зависит! Из дирижеров народного оркестра мои самые любимые, исполнительство которых просто завораживает – Виктор Павлович Дубровский и мой аспирантский шеф Анатолий Васильевич Тихонов. Из симфонических дирижеров моими подлинными кумирами являются легендарный И.А. Мусин и А.М. Кац.

– Расскажите об особенностях своей работы с коллективом, о проведении репетиций.

– Основные принципы – точность в исполнении авторского текста, яркость и образность исполнения, потребность в создании особой атмосферы музицирования, захватывающей слушателя. Люблю репетиции после пятой – шестой – текст уже пошел, работа становится намного интересней! Нет текста – нет музыки. Особенность учебного оркестра – текст «вызревает» у оркестрантов с разной скоростью, это очень мешает в репетиционной работе.

– В 2016 году Вы с оркестром принимали участие в XXVIII Международном фестивале «Баян и баянисты» в юбилейном концерте народного артиста Российской Федерации Вячеслава Семенова. В прошлом году народный артист России Александр Цыганков с Вашим оркестром давал авторский концерт на сцене Воронежского института искусств. С кем бы еще Вы хотели сотрудничать, и какие у Вас взгляды на будущее оркестра?

– Выступления с такими большими мастерами – огромное везение, оно бывает нечасто в нашем провинциальном вузе. В ближайшее время будем приглашать наших молодых солистов, они тоже прекрасно играют! Хотелось бы выступить с замечательным ансамблем «Воронежские девчата». Если говорить о будущем именно нашего оркестра, оно тесно связано с положением и авторитетом нашего института в целом. Будут заинтересованные, творческие педагоги – приедут хорошие ученики, оркестр заиграет еще лучше.

– Как Вы считаете, будет ли Воронеж когда-нибудь готов к созданию профессионального народного оркестра и возможна ли поддержка нашего оркестра городом?

– Когда-нибудь оркестр обязательно будет! В управленческих структурах города должен появиться культурный, образованный человек, который поймет, что в облике и образе города как хранителя и собирателя русских культурных традиций оркестра народных инструментов не хватает! И еще – должна появиться личность, дирижер, который очень захочет иметь свой профессиональный ОРНИ. Похоже, такого человека пока нет…

– У Вас есть мечта?

– Несбыточная мечта – чтобы с нашим оркестром сыграл А.В. Скляров. Достижимая – выступить на хорошем (не видео-) конкурсе и занять Первое место!

Не будем ставить точку на этой ноте. Пусть все продолжается. Закончим так непосредственно вырвавшимися у Елены Ивановны словами (в ответ на многочисленные поздравления ее с днем Учителя), в которых отражено самое искреннее ее признание: «Всех люблю! Особенно оркестр…». 

Автор статьи: Н.В. Белянская

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X
Skip to content